Итак, появились новые марки для алкогольного рынка, и уже можно подвести первые итоги работы с помарочным или поштучным учетом. Начнем, наверное, с обзора решений для помарочного учета на производственных линиях. В следующих статьях мы обязательно пройдём по всей цепочке поставок от производителя/импортёра, до реализации в рознице потребителю.
Выделим два типа решений:
Первым рассмотрим автоматическое формирование агрегаций – на первый взгляд наиболее технологичное, но, как говорится, «есть нюанс!».
В настоящий момент на рынке существует несколько поставщиков с решениями для автоматической агрегации. Уйдём в этой статье от рекламы производителей, думаю, тот, кто работает на алкогольном рынке, всех их прекрасно знает.
Сосредоточимся на том, для каких производственных линий и когда целесообразно покупать данное оборудование и программное обеспечение, а для каких – нет. И какие есть нюансы в автоматическом оборудовании, о которых производители «скромно» умалчивают.
Для анализа возьмем оборудование в ценовом диапазоне от 50 000 до 100 000 евро. Дороже идут дорогие иностранные аналоги, они не распространены на российском рынке.
Первое, что мы рассмотрим, это поддержание скорости производственной линии, т.е. насколько упадёт скорость производственной линии при внедрении автоматического оборудования для поштучного учёта под потребности нового формата общения с ЕГАИС. На наш взгляд, критичная скорость, рекомендуемая для установки автоматического оборудования, начинается от 6 000 бутылок в час. Если же скорость ниже, не имеет смысла тратить существенные средства, проще, и надёжнее, вручную провести агрегацию. Ручная агрегация, по факту, при разумной организации работы цеха розлива, позволяет развить скорость не намного ниже автоматической. Деньги же, вложенные в оборудование у вас окупятся, дай Бог, лет через пять, при оптимистичном прогнозе, и это на линии со скоростью в 6 000 бутылок в час, позднее мы объясним, почему. Производители автоматического оборудования могут возразить: «Но главное это же качество агрегирования, минимизация ошибок, минимизация человеческого фактора и т.д. и т.п.!»
Этими доводами, которым так хочется верить, они пытаются продавать свое оборудование, софт и сопровождение, но, к сожалению, и с ними нельзя согласиться из-за главной проблемы – сдвигов. К ним мы ещё вернёмся.
Пока же, обратимся к практике, а практика показала, что нужную скорость на линии розлива при автоматической агрегации можно поддерживать, если, конечно, у вас не случаются следующие моменты:
Как только у вас происходит что-то из вышесказанного, то приходится либо останавливать линию, либо забирать бутылки с линии для ручной агрегации или исправления связок (создания пары кода на колпачке и кода акцизной марки). Естественно, чтобы не тормозить линию, целесообразно обрабатывать отклонения в конце смены или партии – брать ручной сканер и вручную же исправлять ошибки.
В принципе, и это допустимый процесс, лишь бы отклонений было немного, да и происходили они пореже. По опыту допустимое значение, которым можно пренебречь, это 0,5% от общего объема. Если у вас получается больший процент брака, а мы видели случаи и до 5%, то, прибавив время на ручной разбор этого брака и разделив на общее количество бутылок за смену или партию, получим существенное снижение скорости. При этом, за скобками остаётся захламление цеха, возможный бой, возможный пересорт (персонал путает партии), снижение санитарных-норм.
К ошибкам при считывании марок приводит целый комплекс проблем, накладывающихся друг на друга. Среди них можно выделить основные:
Все эти факторы ухаджают качество считывания, и бороться с ними необходимо каждый день! Поменяли бобину датаматриксов – поднастройте аппликатор, поменялась бобина марок – поднастройте сканер... Дальше перечислять, наверное, нет необходимости, картина понятна.
Справедливости ради, надо сказать, что бывает и счастье в цехе розлива, когда идет всё как по маслу, и тогда вы действительно выходите на заявленные скорости линии, без малейшего снижения и это реально здорово! Тогда линия летает, словно и нет никакого поштучного учета, а инженеры даже к ней не подходят!
Довод о скорости рассмотрели, теперь перейдем к СДВИГАМ и влиянию человеческого фактора. Вот здесь начинается самое интересное.
Сначала поймём, что такое СДВИГ. Сдвиг возникает когда один датаматрикс на крышке бутылки привязался к другой акцизной марке. И вот тут начинается веселье, как в анекдоте, когда у машины отвалилось сразу четыре колеса.
При покупке оборудования вам не сказали, что возможны сдвиги, вам говорили, что вы избежите человеческого фактора, что вам обеспечат качество агрегации, но на самом деле, это значит, что вы должны взять на работу дополнительного человека с ручным сканером, который будет через N-ое количество бутылок сканировать ручным сканером связи датаматрикса на крышке бутылки и штрихкод марки, чтобы убедится в корректности пары. А если пара некорректна, то надо останавливать линию и пойти искать начало сбоя.
Чаще всего это решается снятием с линии всех пройденных, но ещё не уложенных в короба бутылок, обнуление связок и перезапуск линии.
Получив такое один раз, вы ставите на проверку отдельного, ВНОВЬ НАНЯТОГО, человека, который через каждый 10 – 20-ть бутылок проверяет корректность связок. Если вы пропустите сдвиг, то вам придётся идти на склад и уже там ВРУЧНУЮ пересканировать все бутылки, но уже в запечатанных коробках, и мы понимаем насколько это усложнит и замедлит процесс.
Если мы поленимся или решим сэкономить, то сдвиг найдет уже покупатель и тогда сами понимаете какие затраты он нам обеспечит.
Поэтому, ставим специально обученного человека, и вот мы уже сталкиваемся с человеческим фактором и дополнительными трудозатратами по агрегации (хотя, при продаже вам говорили обратное!). Про человеческий фактор уже было сказано, а про дополнительного человека просто запомним, т. к. это далеко не все дополнительные затраты!
Бутылка путешествует по линии дальше, укладывается в короб и подъезжает к агрегационной камере, на которой система понимает, какие марки легли в коробку. Но тут оказывается, что, либо датаматрикс отклеился, либо он замялся, либо марка не считалась, и теперь нужно успеть снять с линии уже целый короб. Здесь появляется еще один человек, желательно ловкий и крепкий.
Этого человека, может, в какой-то степени, заменить бракератор, но не полностью. Вам всё равно нужно разбираться с этим коробом, и если у вас в бракераторы набивается по 4–5 коробов, нужно успевать их разгружать, иначе просто некуда будет отбраковывать короба, поэтому без дополнительного человека опять не обойтись, и это у будет уже второй человек.
Следующий этап – паллетирование. Хорошо, если короба на паллеты у вас складываются вручную, потому что при наличии автоматического паллетизатора, не снятый вовремя бракованный короб отправится прямиком на паллету. Полагаем, не нужно описывать последующее веселье, представьте сами.
Допустим, с этим тоже разобрались, и теперь у нас уже два дополнительных человека и тянущийся следом – пресловутый человеческий фактор. Двинемся дальше.
Если у вас есть паллетизатор, то запечатанный короб проходит еще через один сканер – уже паллетный, и здесь опять могут возникнуть проблемы следующего характера:
Здесь появляется третий человек, который следит за тем, чтобы укладка на паллету проходила корректно. Про человеческий фактор (предположительно отсутствующий) уже повторяться не будем.
Подводя итог, нужно признать, что человеческий фактор при автоматической агрегации никуда не уходит, а линия требует минимум двух дополнительных людей на обслуживание, а при наличии автоматического паллетизатора – три человека!
Но не все так плохо. Мы всего лишь описали то, что вам не никогда не расскажет производитель или поставщик оборудования, с этими проблемами вы либо уже столкнулись самостоятельно, либо ещё столкнётесь. Автоматическая агрегация имеет и свои плюсы, и в главной мере – это скорость, правда при нескольких «если».
Если специально обученные люди будут корректно отрабатывать контроли на своих местах, а штрихкоды будут корректно считываться, то вы выйдете на завяленную скорость. Скорость 6 000 бутылок в час и более в ручном режиме поддержать просто нереально, и это правда.
Мы пытались заменить принтер-аппликатор на подобной линии, и у нас не получилось. Мы не смогли работать с такой скоростью. Поэтому, при скорости выше 6 000 бутылок автоматическая агрегация себя оправдывает, правда окупаться подобное оборудование будет, как уже было сказано, примерно лет 5. Расчеты мы оставим на десерт, и сделаем сравнение экономики между автоматическим и ручным агрегированием.
Здесь следует добавить, что если на линии стоит автоматический укладчик бутылок и заклейщик коробов, то будет совсем нелогично сначала вручную агрегировать, а потом ставить на линию короба для заклейки, и автоматическая агрегация в таких случаях полностью оправдана.
Теперь рассмотрим ручное агрегирование.
Существует несколько видов решений для ручной агрегации:
Рассмотрим вариант мобильной агрегации. У него есть свои плюсы и минусы.
Из плюсов это мобильность. Можно агрегировать где угодно, на линии, на складе, ставя короба на стол или с пола и т. д.
Из минусов это скорость. По нашему опыту, скорость агрегации с применением ТСД составит примерно 500 – 600 бутылок одним человеком. Т.е. для того, чтобы поддержать скорость в 6 000 бутылок в час, потребуется 10 человек. Это безумно много, как по деньгам, так и по требуемой площади, т. к. потребуется оборудовать 10 рабочих мест. При этом им еще нужно будет постараться не ошибиться в агрегациях, ведь эти десять человек работают параллельно и легко могут перепутать, что уже было отсканировно, а что – нет. А если еще процесс настроен так, что печать стикера короба происходит после сканирования, то нужно еще и наклеить правильную этикетку, не перепутав короб.
Рассмотрим второй вариант с так называемым «столом агрегации», на наш взгляд, более приемлемый при поточной работе.
Процесс выглядит следующим образом: с линии подаются бутылки на стол агрегации, либо агрегирование происходит прямо на линии в месте сбора бутылок (накопителе).
Операторы ЕГАИС при помощи стационарного или ручного сканера сканируют штрихкоды коробов и бутылок, которые передаются упаковщику. Упаковщик, в свою очередь, укладывает бутылки в уже отсканированные короба.
По скорости функция сканирования марок равна скорости упаковки бутылок в короба, поэтому на одного оператора ЕГАИС приходится по одному упаковщику.
После заполнения короба упаковщик заклеивает короб и кладет его на паллету.
Для более оптимальной работы, как правило, два оператора собирают одну паллету, поэтому в самом начале один раз сканируется штрихкод паллеты, а дальше работа идёт по описанной выше схеме.
В таком варианте роль человеческого фактора в ошибках агрегации ничтожна мала, ведь процесс выстроен достаточно линейно. Кроме того, все неточности сканирования отлавливает программное обеспечение, которое не позволит оператору ЕГАИС отсканировать что-то другое.
При этом упаковщику тоже сложно допустить ошибку, так как он работает только с одним коробом и с одной паллетой.
Наш оффлайн-клиент ЕГАИС-СЕРВИС является ярким примером подобных программ. Рабочая скорость агрегации одним оператором ЕГАИС составляет 1 200 – 1 400 бутылок в час, т.е. для поддержания линии в 3 000 бутылок в час достаточно двух операторов.
При этом стоимость оборудования для одного места оператора составляет 800 евро, иными словами, затраты на линию скоростью 3 000 бутылок в час составит 1 600 евро.
Обратите внимание, это те же два человека, что и при автоматическом агрегировании, то есть ежемесячные операционные затраты сопоставимы, а в случае с ЕГАИС-СЕРВИС даже чуть ниже, так как вам не требуется покупать стикеры на колпачки бутылки.
Теперь перейдём к обещанному сравнению экономики автоматической линии и ручной агрегации.
Для расчетов мы примем следующие параметры:
Итак, что у нас получается:
Затраты, руб. | Автоматическая линия | Ручная агрегация |
---|---|---|
Оборудование | 3 750 000 | 240 000 |
Амортизация в месяц | 104 167 | 6 667 |
ФОТ операторов ЕГАИС и контролёров | 60 | 120 000 |
Программное обеспечение | – | 20 000 |
Стикеры на колпачки | 70 000 | – |
ИТОГО операционные ежемесячные операционные затраты | 234 167 | 146 667 |
стоимость агрегации 1 бутылки | 0,23 | 0,15 |
Подведём итоги:
При этом нужно обратить внимание на еще один очень важный аспект, который мы не акцентировали ранее – техническое обслуживание автоматической системы. Подобная линия – сложный механизм, который рано или поздно ломается, и требуется ремонт. Это опять плюс не в сторону автоматизации, так как нам пока не известны поставщики, которые были бы в состоянии обеспечить любой ремонт оборудования, расположенного дальше 300 км от Москвы в течение 3 часов, имея при этом полный наобор комплектующих и запасных частей.
Мы можем и дальше рассматривать плюсы и минусы того или иного решения, но пора нам уже и сделать выводы, статья не бесконечна. По нашему мнению, выводы не вполне комплиментарны полной автоматизации. Ручное сканирование надёжнее и дешевле автоматического, пусконаладочные работы также быстрее и дешевле.
Однако, как уже говорилось ранее, эти расчеты актуальны только для линий с максимальной скоростью 6 000 булок в час. Если же мы будем рассматривать линии розлива с большей производительностью, например 12 000 бутылок в час, то там картина будет совершенно другая, так как более важным фактором для подобных производств является не экономичность, а скорость. Человек просто не сможет справиться с подобным потоком, и в этих случаях без автоматизации совершенно не обойтись. Конечно, мы будем надеяться, что поставщики оборудования со временем, все-таки, доработают свои системы, и люди в этом процессе будут уже не нужны, но это дело будущего и причём, наверное, не ближайшего.